Апшеронский экстрим или жизнь в Отдаленном

Поселок Отдаленный -- самая крайняя точка на карте Апшеронского района со стороны Кавказского хребта.

Когда в сибирской глухомани обнаружили староверов Лыковых, для нашего брата-журналиста объявился "жареный" факт. Еще бы! На рубеже XXI века таежные люди преспокойно существовали вдали от цивилизации. И не нуждались в ней вовсе -- философия жизни у них такая.
Но за потрясающими фактами, оказывается, далеко ходить не надо. Вот они, под боком -- в Апшеронском районе, всего в нескольких часах езды от Краснодара. Только в отличие от сибирских отшельников жители кубанской глубинки, отрезанные от внешнего мира, страдают от того, что остались без связи с этой самой цивилизацией...

Поселок Отдаленный -- самая крайняя точка на карте Апшеронского района со стороны Кавказского хребта. Он -- "столица" Новорежетского сельского округа с численностью населения 683 человека. Входят в округ, помимо Отдаленного, поселок Новый Режет, два села -- Средние Тубы, Старый Режет -- и один хутор -- Верхние Тубы. Все пять административных единиц практически отрезаны от большой земли. Добраться сюда можно лишь по узкоколейной железной дороге, изношенной до предела. Автомобильный путь имеется, но крутые горные склоны с такими ухабами и буераками пригодны разве что для экстремального туризма. Желательно пешего. Ибо любой автомобиль может попросту развалиться на этом ухабистом пути. Местные жители знают: у них одна транспортная артерия -- узкоколейка. Дорога жизни. Та, что на ладан дышит. Проходит она через ущелье с символичным названием "Волчьи ворота", будто намекающим, что там, за воротами, начинается дикий мир...

Впрочем начинается он немного раньше, в селе Черниговском, когда садишься в маленький вагончик -- матрису, или, как еще говорят, дрезину. Это специальное транспортное средство -- ТУ-8П -- для пассажирских перевозок по УЖД. Весит оно 16 тонн, но во время движения дрожит, как пушинка. Это вызвано тем, что шпалы, удерживающие железнодорожную ветку, во многих местах прогнили, в результате чего рельсы стали подобны балансирующему в воздухе канату. И машинист, словно канатоходец без страховки, ежедневно совершает трюки над пропастью, рискуя собственной жизнью и подвергая такому же риску жизнь пассажиров.

Два-три раза в неделю случается авария, когда матриса вместе с людьми сходит с рельсов прямо на землю. У машиниста есть рация, по ней он и вызывает аварийную службу. Вагончик устанавливают на рельсы, и движение продолжается. Как ни в чем не бывало. Люди к такому "графику падений" уже привыкли. Привыкли к синякам, ушибам, страху. А куда им деваться? Они согласны терпеть что угодно, лишь бы не закрыли "железку". Тогда им конец, -- так говорят сами жители. Продукты питания, медикаменты, горючее -- все, что необходимо для человеческой жизнедеятельности, доставляется в округ по железной дороге. Проблемы УЖД на одних только прогнивших шпалах не заканчиваются. В некоторых местах узкоколейка проходит над горными реками -- через мосты, которые во время паводков периодически разрушаются. И вот тогда людей охватывает паника. Местные власти в срочном порядке мобилизуют все силы на восстановление мостов, но это далеко не капитальный ремонт. Узкоколейка с ее мостами принадлежит частному предприятию ОАО "Апшеронсклеспром".

Когда-то всех этих проблем просто не существовало. Инфраструктура Новорежетского сельского округа находилась на балансе леспромхоза, гремевшего на всю страну в годы советской власти. Это предприятие строило горные поселки, дороги, мосты, потому что имело немалые средства и могло себе такое позволить. Отдаленный, например, в ту пору являл собой настоящий лесной оазис. Добротный клуб, два кирпичных двухэтажных дома, баня, столовая, пекарня -- все это построил леспромхоз. Живи и не тужи, как говорится. Но когда началась перестройка, леспромхоза не стало. Воздвигнутая им инфраструктура постепенно пришла в упадок. А люди, сердцем прикипевшие к этим местам, остались у разбитого корыта. Куда бежать? Шутка ли, по 20 -- 30 лет здесь живут. И на какие средства бежать-то?

Ситуация на сегодняшний день в Новорежетском сельском округе усугубляется еще и проблемами с местной властью. Вот уже восемь лет округом руководит Ольга Калинина. Главе -- 59 лет. За время ее работы в этой должности в Апшеронском районе сменилось шесть (!) глав районной администрации. Но Ольга Юрьевна отнюдь не собиралась расставаться со своим креслом. Несмотря на то, что бывший глава района буквально в свой последний трудовой день, 30 декабря 2004 года, подписал распоряжение об увольнении Калининой. По словам руководителя аппарата районной администрации Анатолия Хламова, поводом для этого стало то, что в адрес бывшего главы района неоднократно поступали жалобы на Ольгу Калинину, подписанные большим числом жителей, просивших снять ее от занимаемой должности. Представители администрации, как подчеркнул А. Хламов, проводили в округе соцопрос, сходы граждан и пришли к выводу, что жалобы небеспочвенны.

Признаюсь, письменные жалобы меня не убедили. Возможно, потому, что в памяти свежи впечатления от моей давней поездки в Отдаленный. И вот я еду туда снова. В тесном вагончике, который отправляется из села Черниговского в семь часов утра, полно людей. Это вахтовики, работающие в лесу. У меня, наверное, было испуганное выражение лица, потому что парень, сидящий рядом, вдруг произнес: "Не бойтесь, сегодня пилот хороший".

В Отдаленный мы добрались без происшествий через три часа. "Пилот" Алексей Еремин действительно оказался профессионалом. На мой вопрос "Почему так долго были в пути?" машинист приветливо улыбнулся и пояснил:

-- Расстояние от Черниговского до Отдаленного небольшое -- всего 28 километров. Но скорость превышать нельзя, иначе слетим с пути. Вот и ползем -- со скоростью 10 километров в час. И все равно два-три раза в неделю матриса сходит с рельсов. Каждый раз садишься и молишься: "Господи, помоги доехать!..".

В Отдаленном меня никто не ждал. Это обычное явление -- телефонной связи здесь нет. Никакой: ни сотовой, ни обычной. В сельской администрации узнаю, что главу вызвали в Апшеронск. Так что с Ольгой Юрьевной мы попросту разминулись. И пошла я куда глаза глядят. Без сопровождающих. Все, с кем мне приходилось общаться, называли одни и те же проблемы: дорога, мост, связь, уличное освещение. Люди в четыре часа утра идут в кромешной тьме на матрису, которая стоит за мостом, на окраине поселка. Женщины с детьми на руках, старики -- все спешат в темноте на остановку, чтобы уехать в город. Раньше матриса заходила прямо в центр поселка. Но два года назад опоры моста подмыло паводком, и он стал непригоден для прохождения дрезины. Кстати, ходит она на большую землю два раза в день: в четыре часа утра и в половине четвертого вечера. В промежутках между рейсами, вернувшись из Черниговского, стоит на приколе в Отдаленном.

Николай Соболев, житель поселка, работающий здесь электромонтером, рассказал:

-- Я знаю, что в Мезмае -- это тоже горный поселок -- улицы ночью освещены. Значит, глава Мезмая сумел этого добиться. Почему же тогда Ольга Юрьевна не может? Те единичные фонари, которые горят на наших улицах, подключены к линии нелегально. Люди сами их повесили. Но ведь святая обязанность главы -- узаконить электричество! А она только жалуется и больше ничего. Вот так и живем.

Лесничий Тубинского лесничества Апшеронского лесхоза Алексей Канашьян обозначил еще несколько проблем:

-- Люди брошены на произвол судьбы. Попробуйте поживите без телефонной связи. А ее здесь нет. Одна рация на весь округ. И не в администрации стоит -- у нас, в лесничестве. Помощь мы, конечно, оказываем местному населению. Доски даем или еще что-то по мере возможности. В лесничестве я работаю несколько лет. Поначалу не переставал удивляться: дети в школу не ходили, когда начинался елочный сезон! Две-три елки срубят -- вот уже и заработали на хлеб. Покупатели всегда есть. За одну елку тридцать рублей дают. Но о чем говорить, если во всем округе нет участкового?! Формально он, конечно, есть -- "залетный". Живет в селе Черниговском. Толку от такого контроля никакого. Лесовозы прямо по поселку ездят, -- дороги разбивают.

Хлебный вопрос имеет, наверное, самое непосредственное отношение к главе сельской администрации. Люди с возмущением рассказывали мне, какой черствый хлеб им приходится покупать -- хоть об дорогу бей. Привозят его сюда из Апшеронска три раза в неделю. Полуразрушенное здание местной пекарни -- как памятник былым временам. Старожилы вспоминают с ностальгией:

-- Когда-то наш хлебушек по всей округе славился. Мягонький был, вкусный...

Специально предназначенная для подвоза хлеба матриса, в отличие от пассажирской, заходит в центр поселка. И каждый раз пересекает аварийный мост. Машинист Федор Московой рискует жизнью однозначно. И при этом не получает должного внимания:

-- Когда выпал снег, мне запретили ездить через мост. Но я поехал -- на свой страх и риск. Снегоочиститель путь до моста расчистил, а дальше, по поселку, -- завал. Обратился к Ольге Юрьевне за помощью: -- Соберите людей, пожалуйста, на расчистку пути. Тяжело одному снег убирать. А она мне: --У тебя семья большая -- сами и убирайте". Вам, мол, больше всех хлеба надо...

Медицинская помощь в Отдаленном -- понятие относительное. На весь сельский округ один медработник -- фельдшер-акушер. Благо хоть из местных. В экстренных ситуациях надежды на сельского медика, естественно, мало. С учетом непроходимости здешних дорог и отсутствия телефонной связи помощь может попросту опоздать. Молодая мама Ирина Биджосян рассказала:

-- Фельдшер приезжает к нам в поселок один раз в неделю, по средам. Прием ведет с утра до пяти вечера. Она и лекарства привозит, ведь аптеки у нас нет. В медпункте холодина страшная! Принесла я как-то дочку взвесить, четыре месяца ей, да так и не взвесила. Не будешь же дитя раздевать при такой температуре...

Холодно не только в медпункте, но и в школе. Она одна на весь округ. Учатся в ней 76 детей, 28 из которых на подвозе. Дорога к знаниям у этих 28-ми ребятишек поистине нелегкая -- аварийная узкоколейка. Ребята ежедневно проводят в пути от одного часа до четырех -- в зависимости от места их проживания. Начальная школа, которая находилась в одном дворе со средней, сгорела два года назад. Чтобы разместить всех учащихся, в классах сделали перегородки, увеличив таким образом их количество. Уплотнение классных комнат потребовало пожарного выхода со второго этажа школы. Однако он, несмотря на требования пожарной безопасности, завис в воздухе. В буквальном смысле слова. Двери сделали, а на лестницу времени не нашлось.

Для проведения этих работ администрация района еще в декабре 2003 года перечислила 45 тысяч рублей на счет ЗАО "Рассвет". Генеральный директор предприятия, депутат районного Совета по Новорежетскому сельскому округу Альберт Ашикарян накануне моей поездки в Отдаленный клятвенно пообещал в двухдневный срок исправить положение. Хорошо, если слово с делом не разойдутся. Так совпало, что установку пожарной лестницы начали как раз в тот момент, когда я совершала экскурсию по школе.

Вывод после всего увиденного и услышанного напрашивался сам собой: сегодняшние проблемы округа вполне решаемы на уровне местных властей. Существует решение даже такого тупикового вопроса, как узкоколейная железная дорога. Но вся беда в том, что власти не хотят идти на компромисс. По крайней мере, так было до недавнего времени.

Исполнительный директор ОАО "Апшеронсклеспром", депутат районного Совета Владимир Бырлов дал исчерпывающую информацию по этому поводу:

-- УЖД вместе с мостами находится на балансе нашего предприятия. Но мост в поселке Отдаленном нам, в принципе, не нужен, потому что он не имеет для нас транспортного значения. А для лесопользователей имеет. В округе в лесу работают 18 арендаторов и около 40 предприятий и предпринимателей, занимающихся санитарными рубками и рубками ухода. Через мост в поселке Отдаленном постоянно ездили грузовые машины с лесом, вопреки правилам эксплуатации железнодорожного объекта. А когда дело коснулось ремонта, оказалось, что это больше всего нужно "Апшеронсклеспрому". Получается, кто везет, того и погоняют. Мы предлагали администрации района взять в муниципальную собственность четвертую часть узкоколейки. К сожалению, власти хотят взять больше половины дороги. Забывают, что частному предприятию это невыгодно.

Дорога крайне изношена. Ремонт участка от Средних Тубов до Нижних обошелся нам в один миллион рублей за каждый километр. А километров семь. И это не капитальное строительство, а всего лишь замена шпал. На один километр их пути нужно уложить хотя бы 1350 штук. Шпалы покупаем у других предприятий. Если демонтировать дорогу и продать рельсы как металлолом на вырученные деньги можно купить целый парк автомобилей. И никакой головной боли. Но мы же понимаем, что дорога имеет социальное значение, хотя пассажирские перевозки приносят убытки -- около миллиона рублей за год. Цена билет от Апшеронска до Отдаленного 36 рублей при себестоимости 100 рублей.

Раньше администрация района оплачивала нам так называемую межтарифную разницу -- примерно 20 процентов от убытков. Потом заключила с нами договор, в котором обязалась установить ставку арендной платы за землю, находящуюся под дорогой, на уровне земельного налога. Нас это вполне устраивало, так как согласно Земельному кодексу земли, находящиеся в полосе отвода железных дорог, облагаются налогом в размере 25 процентов от земельного налога сельхозугодий. А это копейки. Но ИМНС по Апшеронскому району усмотрела в договоре нарушение закона и подала на нас в суд. Не считает она нашу узкоколейку железной дорогой. Как будто пути пластмассовые. Два суда мы выиграли по этому вопросу, третий же проиграли. Мотивация истца такова: железные дороги, не имеющие сообщения с общей транспортной магистралью, являются ведомственными. Земельный налог на них гораздо выше. Но разве наша дорога протяженностью 60 километров, по которой ездит население, ведомственная?! Если бы администрация района хотела нам помочь, договор с ней остался бы в силе. Теперь, когда налоговая инспекция сделает перерасчет, мы обязаны будем заплатить повышенный земельный налог с мая 2002 года, в размере двух миллионов рублей. Где взять такие деньги? Тем более что узкоколейка с ее мостами требует постоянных вложений. В частности, мост в Отдаленном до сих пор находится в аварийном состоянии. Мы соорудили новые волнорезы, починили металлические конструкции моста, но одна опора находится в воде. Чтобы ее отремонтировать, надо менять русло реки. Для этого требуется специальная техника. У нас ее нет. Это вопрос районного масштаба, и решать его нужно сообща.

Лично мне как автору материала позиция директора "Апшеронсклеспрома" вполне понятна. Более того, она мне импонирует своей логикой и человечностью. Не понятно другое: почему на плечах одного предприятия должна лежать ответственность за судьбу пяти населенных пунктов района? И почему при этом оно должно нести убытки?

Но и это еще не все. В рамках краевой целевой программы "Сельские дороги" на 2004 -- 2007 годы Апшеронскому району запланировано выделить 63 млн. 800 тысяч рублей на ремонт автомобильной дороги с. Черниговское -- п. Отдавленный. Той самой, экстремальной. Однако выделение целевых средств из бюджета края возможно лишь на муниципальный объект. А эта дорога -- ничейная. Она никому не принадлежит. Чтобы воспользоваться помощью края, необходимо поставить ее на баланс муниципалитета.

Возможно, новый руководитель, и. о. главы администрации Апшеронского района Владимир Рыбалкин, учтет промахи своего предшественника. Первым его шагом в решении проблем Новорежетского сельского округа стал трудовой контракт, заключенный с отстраненной от должности главой Ольгой Калининой, которая снова возглавляет округ. Владимир Николаевич прокомментировал это кратко и оптимистично. Смысл комментария сводился к тому, что глава округа получила шанс исправить свои ошибки.

Ну а жителям остается лишь надеяться на светлое будущее. Надежда, как известно, умирает последней...

Галина СИМКИНА, специальный корреспондент "КН".

31.10.2007 | Новости транспорта

[ Источник: КН ]

Последние новости по теме «Новости транспорта»

Все новости по теме «Новости транспорта»

Рубрики