На пляж и обратно

Приятное, но не простое и очень ответственное задание: как можно быстрее доехать от Москвы до Сочи на автомобиле, искупаться – и вернуться обратно. При этом нарушать правила дорожного движения запрещается! Ранним утром в разгар курортного сезона Игорь Моржаретто и Георгий Садков отправились в путь.

Приятное, но не простое и очень ответственное задание: как можно быстрее доехать от Москвы до Сочи на автомобиле, искупаться – и вернуться обратно. При этом нарушать правила дорожного движения запрещается! Ранним утром в разгар курортного сезона Игорь Моржаретто и Георгий Садков отправились в путь.

ТРУДНА ДОРОГА К МОРЮ
Вспомните: у многих из нас хоть раз в жизни «образовывался» неожиданный отпуск (или обнаруживались неистраченные отгулы). И тогда вставал вопрос – что делать? Искать «горящую» путевку – так не предлагают ничего интересного… Да и билетов в южном направлении нет ни на самолет, ни на поезд (и стоят они недешево!). Так что же, париться летом в городе? А почему нельзя в багажник любимого автомобиля по-быстрому бросить сумки, в салон – усадить семейство, да и рвануть прямо к самому Черному морю! Где все – за рубли, и виз никаких не надо…

Хорошо бы, конечно, однако боязно! Ведь, по слухам, дороги разбитые – не проедешь, под каждым кустом сидит гаишник, цель которого – обобрать автолюбителя; а что уж говорить о бандитах – говорят, на дорогах спасенья от них нет! Цены на жилье и питание на курорте тоже нынче запредельно высокие… Правда, море… А что – море? Может, все-таки пересидеть отпуск на даче?

Все эти «тезисы» мы решили проверить на собственном опыте и как-то утречком двинулись в сторону Сочи – только что избранной олимпийской столицы. Настроение самое что ни на есть приподнятое: еще бы, ведь завтра будем купаться в море!

Радужное настроение улетучилось быстро – как только закончилась хорошая дорога, в двухстах километрах от столицы. Короткие участки дороги первой и второй категории (четыре и три полосы соответственно) все чаще стали перемежаться длинными – третьей технической категории (две полосы), причем в состоянии далеко не лучшем. Свою лепту вносили многочисленные ремонты: когда-нибудь дорога станет лучше, а пока она только сужена, в некоторых местах – до одной полосы с реверсивным движением. Большую часть потока составляют перегруженные трейлеры, которые на подъем идут не быстрее 20 км/ч (а на ровных участках – 40–50); обогнать их из-за интенсивного движения очень сложно, а то и вовсе невозможно. Иной водитель быстро дуреет, потом звереет – и бросается объезжать колонну грузовиков по встречной полосе… Итог – ужасные аварии. Мы наблюдали такую на границе Тульской и Липецкой областей; пробка из-за нее быстро растянулась на 5 км в обе стороны. В попытках объехать затор автомобили забили все обочины, затем самые решительные двинулись прямо через поле… В общем, только здесь мы потеряли добрый час, а всего таких тяжелых участков от Москвы до Краснодара преодолели несколько. К счастью, главная причина задержек все же не ДТП, а ремонты. Что же будет в ближайшие два года, когда здесь, на трассе «Дон», дорожники приступят к масштабной реконструкции?

Но все-таки 1300 км до столицы Кубани мы преодолели за 16 часов – не самый плохой результат! Правда, пришлось пожертвовать обедом, ограничившись домашними бутербродами, хотя манящих кафе, столовых и ресторанов по пути – огромное количество. На трассе можно и заночевать – в придорожных отелях, мотелях или (по привычке) рядом с постом ГИБДД.

Некоторые, правда, считают, что ночью-то и надо ехать – дальнобойщики останавливаются на ночлег и освобождают дорогу для простых автопутешественников. Таким любителям настоятельно рекомендуем соблюдать скоростной режим и правила дорожного движения. Езда ночью требует особого внимания, к тому же на трассе два десятка стационарных постов ГАИ и не считано – скрытых и не очень «засад».

А уже за Краснодаром начинается прямая дорога, что ведет к морю. Каких-то сто километров – и вот оно! Дальше, от поселка Джубга можно сворачивать направо – на Геленджик, Новороссийск, Анапу или налево – на Туапсе, Лазаревское, Сочи, Адлер и далее – на Абхазию. Мы пошли налево…

Кстати, пост ДПС на этой развилке много лет пользовался дурной славой. Рассказывали, что здесь водителей с неместными номерами мучили подолгу и с наслаждением: проверяли документы, наличие аптечки, досматривали личные вещи… В конце концов находили повод для взятки. Сейчас, похоже, порядок навели – ни на этом посту, ни на других нас зря не беспокоили. Остановили всего дважды – и то лишь для того, чтобы, быстро проверив документы, вежливо пожелать: «Счастливого пути!». Идиллия, да и только…

ГДЕ ЖИТЬ?
Похоже, и о проблемах с жильем на курортах Черного моря наши дети узнают лишь из советского фильма «Будьте моим мужем». Сейчас их нет – даже в пик сезона. Практически на всем протяжении трассы от Джубги до границы с Абхазией нас преследовали люди с плакатами «Сдам комнату (квартиру, дом, квартал и т.д.)»; все дороги уставлены такими же рекламными щитами и указателями. Говорят, теперь каждый дом – это уже частная мини-гостиница. Цены на жилье очень разные. «Скромный» номер в отеле «Рэдиссон–САС–Лазурная» в Сочи обойдется в 16 тыс. рублей. Комнатка в доме у моря, в деревушке в стороне от шоссе – в 130 рублей. Правда, в разгар сезона жилье резко дорожает – цена в августе может вырасти раза в два (по сравнению с июнем).

Но для начала решите для себя, в каком стиле проводить отпуск. Для ночлега мы выбрали современную гостиницу на набережной в центре поселка Лазаревское. Одному из авторов пришлась по вкусу шумная ночная жизнь – с толпами гуляющих вдоль набережной, барами, дискотеками, клубами… Второй, как выяснилось, предпочитает спокойный отдых – этот жаловался на бессонную ночь (прямо под окнами был парк аттракционов). Но в том же Лазаревском был выбор – от 240 руб. за койко-место на базах отдыха (комната на 3–4 человека, «удобства» в коридоре или во дворе), 1000 руб. за небольшую однокомнатную квартиру, до 5 тыс. руб. за «люкс» в современном отеле. За стоянку возьмут в среднем еще 50 руб. в сутки. Кроме того, для автомобилистов открыты вдоль побережья десятки кемпингов. Как правило, за 250 рублей в сутки предоставляется место для автомобиля и установки палатки; на территории обязательно есть вода, душ, туалет и кухня.

Честно говоря, где нам не понравилось – так это в самом городе Сочи. Пробки тут похлеще московских, причем город «стоит» вне зависимости от времени и дня недели, трудно найти место для парковки. Ну а цены на жилье и питание – самые высокие на побережье. Пляжи – или закрытые, частные, или же платные (200–500 рублей). Нет, не создан Сочи для автотуристов! Надеемся, за годы подготовки к Олимпиаде-2014 многое изменится. Вокруг множество других мест отдыха с бесплатными пляжами! Например, в Лазаревском или Туапсинском районах.

Кстати, насчет питания. Цены во всевозможных кафе и ресторанчиках очень щадящие, еда вкусная и разнообразная, но преимущественно кавказская. Жаркое по-домашнему в горшочке обойдется в 80 рублей, шашлык – 50 руб. за 100 г, форель – 60 руб. за 100 г. Ну а если автомобиль оставим на стоянке, то пропустите стаканчик местного вина – на выбор, за 20–30 руб.

Словом, на Черноморском побережье отдыхать можно. Причем и жилье, и варианты пропитания найдете самые разные – все зависит от ваших средств и предпочтений. Море и солнце – бесплатно!

САМ СЕБЕ СТОРОЖ
И в заключение – о безопасности отдыхающих. Как рассказал начальник пресс-службы УВД Сочи полковник Александр Эренбург, пусть дороги в регионе и перегружены, но аварийность невысокая (видимо, из-за небольших скоростей). Хотя сезон в полном разгаре, не зафиксировано случаев краж из автомобилей в кемпингах и на стоянках, не было и попыток нападения на водителей. А вот оставленные на улице без присмотра автомобили в Краснодарском крае тоже угоняют, так что будьте бдительны!

Куда более распространены мелкие кражи из машин – на курорте работают несколько групп «барсеточников». В этом сезоне они используют несколько вариантов, чтобы отвлечь внимание водителя. Первый: на улице жара, окна автомобиля раскрыты, человек за рулем расслабился… Подходит девушка (или компания молодых людей) и задает вопрос – например, как пройти к парку «Ривьера». Пока автомобилист объясняет бестолковым туристам, что он тоже не местный, из салона незаметно исчезают ценные вещи. Второй вариант предусматривает участие красивой девушки, которая вдруг – как раз напротив водительской двери! – вскрикивает и падает на асфальт: подвернула красивая ножку! Конечно, водитель обязательно выскочит, чтобы оказать помощь. Итог – тот же.

Зато приятно удивило, что в Краснодарском крае считается дурным тоном не пропустить пешехода. Почти как в Европе!

За четыре дня (если точнее – 83 часа) мы проехали 3300 километров и выполнили задание редакции. В Черном море искупались (даже дважды!), посмотрели, как живет главный курорт России, и при этом не нарушали правил дорожного движения. Теперь размышляем: а не отправиться ли туда на самом деле отдохнуть семьями? Все бы хорошо, одна закавыка – трасса М4. На обратном пути нас снова ждали разбитые участки, пробки и отчаявшиеся водители, которые так и норовят выйти в «лобовую»…

На чем отправиться на курорт? Конечно, на автомобиле, если вы рассчитываете сэкономить на билетах или планируете проехать вдоль всего побережья. Или – просто не представляете себе отдых без автомобиля.

25.9.2007 | Отдых на Кавказе

[ Источник: Автомобильный журнал «За рулем» ]

Последние новости по теме «Отдых на Кавказе»

Все новости по теме «Отдых на Кавказе»

Рубрики RSS лента